Занятие № 17 (2/34)

Рассматриваемые вопросы:

  1. «Университеты третьего возраста».
  2. Социальный туризм.
  3. Обучение компьютерной грамотности.
  4. Центр активного долголетия

Одним из основных факторов успешной социальной адаптации пожилых людей и инвалидов является сохранение их потребности в социальной активности, в выработке курса позитивной старости. Существует несколько способов компенсации эмоционального напряжения, в котором находятся пожилые люди и инвалиды, повышения их уровня социально-психологической адаптации.
Социальное обслуживание пожилых людей и инвалидов ориентировано на предоставление услуг по обеспечению максимально возможной независимой жизни пожилым людям и инвалидам в собственном доме, на предоставление им возможности оставаться активными и полезными гражданами, на создание условий для повышения их качества жизни.

Формы социальной реабилитации пожилых людей и лиц с ограничениями здоровья: Университеты «третьего возраста»

Чтобы помочь пожилым людям социализироваться, приобрести некоторую занятость, освоить целеполагание внедряется форма социальной работы «Университеты третьего возраста». Имеется обширный не только зарубежный, но и отечественный опыт данного направления работы. Например, французские «университеты» основаны на том, что преподавание ведет профессура (особенно та ее часть, которая уже в отставке) и лучшие студенты научно-образовательных учреждений. В Великобритании та же форма организации «университетов» кардинально отличается: преподавание ведется в непринужденной, клубной атмосфере, преподаватели – из числа наиболее грамотных, деятельных и образованных представителей «третьего возраста», которые делятся с другими своим жизненным опытом. Фактически, это самоорганизация и самообучение, а участие учебных заведений сводится к предоставлению помещений и учебных пособий. Британская модель адаптировалась в Австралии, Доминиканской Республике, Новой Зеландии, и в Южной Африке. А во Франции, Испании и Италии ориентируются на обмен опытом между специалистами.
В России «Университеты третьего возраста» чаще всего имеют статус общественных инициатив.

«Университеты третьего возраста» преследуют основные цели:

  1. Стимулирование жизненной и общественной активности пожилых людей;
  2. Предупреждение преждевременного старения, профилактика
    одиночества;
  3. Развитие социально-одобряемых форм деятельности, интересов, потребностей.

Модель «Университета третьего возраста» состоит в организации обучения пожилых людей-клиентов силами сотрудников квалифицированных специалистов: психологов, юристов, музыкальных работников, специалистов по социальной работе, имеющих дополнительное образование программиста, флориста и т.д. В университете могут действовать факультеты: информатики, правовой грамотности, психологической поддержки, творческого развития.

Важная особенность обучение – преподают, как правило, сравнительно молодые люди, которые, в силу своего возраста, являются источником оптимизма и непроизвольным примером, стимулом для пожилых людей к сохранению активности, мобильности, быстрому восприятию и закреплению информации.

Обязательное условие существования университета – создание его атрибутики, которая рождает колорит и настроение молодости, оптимизма, познания. Неотъемлемыми атрибутами университета являются: логотип, девиз, корпоративные цвета, диплом, гимн университета. Обучение должно быть построено так, чтобы «студенты» получали знания на определенном, ими выбранном, факультете. Если «студентам» интересно что-то еще, то после завершения обучения они имеют возможность продолжить его на другом факультете, либо овладеть более углубленными знаниями, но уже в виде факультативных индивидуальных занятий в вечернее время.

Преподаватели ведут журналы посещений занятий, выдают каждому студенту программу обучения, график занятий, «памятку студенту» и т.д.

Главные критерии успешности обучения пожилых людей – это проявляемый интерес к занятиям и применение полученных знаний, умений, навыков в жизнь.

Результатами социальной работы с пожилыми и инвалидами в рамках деятельности университета, являются любые успехи «студентов»:

  • случаи трудоустройства в результате получения знаний, необходимых на новом месте работы;
  • сформированные навыки работы на компьютере, умение пользоваться техникой цифрового формата;
  • умение составлять претензии и исковые заявления;
  • наблюдаемые успехи в физическом и эмоциональном состоянии пожилых людей (устранение дефицита общения, более активный образ жизни, улучшение самочувствия, настроения и т.д.).

Данная технология направлена на улучшение качества жизни пожилых людей и инвалидов, развитие их интеллектуального и творческого потенциала; освоение новых знаний; развитие чувства уверенности, востребованности и самоуважения.

Специальное обучение позволяет сформировать необходимые для новых занятий навыки и умения даже в преклонном возрасте. Это обучение основано на концепции непрерывного образования, исходящей из того, что учение является нормальной и необходимой для человека деятельностью во все периоды его жизни. Она подразумевает возможность в любом возрасте обновлять, дополнять и применять ранее приобретенные знания и умения, постоянно расширять свой кругозор, повышать культуру, развивать способности, получать новые компетенции и совершенствоваться в них.


Социальный туризм

Как отмечают психологи, интерес к игровой деятельности, спорту и путешествиям не ослабевают с возрастом. В качестве средства интенсификации жизни старых людей их привлекают к туризму. Такая деятельность происходит в группе единомышленников, а потом формирует адекватный, пусть даже и не очень широкий , но устойчивый круг общения, расширяет временную перспективу.
Одним из направлений социокультурной реабилитации пожилых людей и клиентов с ограниченными возможностями здоровья является социальный туризм.

Существует несколько определений туризма. По определению ООН, туризм – это активный отдых, влияющий на укрепление здоровья, физическое развитие человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.

В материалах Всемирной конференции по туризму, проведенной ВТО в 1981 г. в Мадриде, дано следующее определение: туризм – один из видов активного отдыха, представляющий собой путешествия, совершаемые с целью познания тех или иных районов, новых стран и сочетаемые в ряде стран с элементами спорта.

По источникам финансирования туризм подразделяется на социальный и коммерческий.

Социальный туризм (social tourism) – чисто экономическая категория, разновидность любых видов туризма, субсидируемая из средств, выделяемых на социальные нужды, в целях создания условий для путешествий пенсионерам, инвалидам, ветеранам войны и труда и иным гражданам, которым государство, государственные и негосударственные фонды, иные благотворительные организации и фонды оказывают социальную поддержку, как наименее обеспеченной части населения, при использовании их права на отдых.

В программу «Социальный туризм» обычно входят следующие виды туризма: паломнический туризм, познавательный туризм, с целью отдыха, спортивный туризм, лечебно-оздоровительный туризм, экологический туризм.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание культуры, подразделяется на познавательный и паломнический.

Паломнический туризм – посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Познавательный туризм – посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Несмотря на преклонный возраст, или ограничения здоровья, люди активно принимают участие в поездках, что дает им импульс развития творчества: рождаются стихи, рассказы, музыка, хорошее настроение.

Туризм с целью отдыха. Данный вид туризма заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Это поездки на рыбалку, за грибами, проведение соревнований по рыбной ловле и сбору грибов.

Спортивный туризм. Вид активного отдыха; активные и целенаправленные виды физической подготовки и упражнений, тренировки.

Экологический туризм – посещение мест с относительно нетронутой природой и хорошо сохранившимся культурно-историческим наследием. Экотуризм призван обеспечить общение с природой и способствовать усилению интереса туристов к природоохранным мероприятиям.


Обучение компьютерной грамотности различных категорий населения

Главной задачей данного направления деятельности является интенсивное обучение населения и клиентов центров социального обслуживания населения основам компьютерной грамотности, освоение новейших способов коммуникаций.

Программа курса обучения компьютерной грамотности инвалидов по слуху учитывает специфику слабослышащих людей. Специфика обучения компьютерной грамотности инвалидов по слуху состоит в том, что занятия с ними проводятся одновременно двумя специалистами: преподавателем компьютерной грамотности и сурдопереводчиком, который языком жестов объясняет материал.

Обязательное условие проведения подобных занятий – сурдопереводчик должен быть уверенным пользователем персонального компьютера.

Обучение компьютерной грамотности инвалидов на дому с целью повышения качества жизни маломобильных граждан, создание благоприятных условий для их самообразования, активизации творческого потенциала, сохранения позитивного отношения к жизни можно организовать обучение компьютерной грамотности инвалидов на дому.

Во многих центрах Управления социальной защиты населения активно развивается система on-line-приёма посредством программного комплекса «Skype». Внедрение системы on-line-приёма значительно расширяет возможности социального обслуживания клиентов, в первую очередь одиноко проживающих пожилых людей, инвалидов. Социально незащищенным категориям населении устанавливаются веб-камеры, разрабатываются схемы взаимодействия органов исполнительной власти и местного самоуправления с населением посредством программы «Skype». Программа «Информационно – коммуникативное общение в режиме реального времени» является инновационной формой социального обслуживания населения (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, многодетных семей и других категорий людей, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Основные цели программы «Информационно – коммуникативное общение в режиме реального времени»:

  • повышение уровня и качества жизни клиентов;
  • повышение доступности и оперативности предоставления социальных услуг;
  • обеспечение условия для эффективного решения задач социальной защиты за счет создания и развития информационно-технологической системы.

Основные задачи программы «Информационно – коммуникативное общение в режиме реального времени»:

  • предоставление квалифицированной консультативной помощи клиентам;
  • минимизация времени доступа к социально – значимым учреждениям;
  • организация общения специалистов системы социальной защиты с клиентами в режиме реального времени.

Результаты программы «Информационно – коммуникативное общение в режиме реального времени»:

  • снижение социальной изоляции граждан;
  • расширение круга общения и информационного пространства;
  • получение полной статистики по взаимодействию клиента с сайтом учреждения социальной защиты населения;
  • широкомасштабное использование в деятельности специалистов социально-значимых учреждений столицы;
  • повышение социально-инновационной активности государственных учреждений.

Группа взаимной поддержки – это объединение людей, имеющих сходные проблемы: трудности в общении, недовольство собой, необходимость где-то получать информацию о своей болезни, методах лечения, лекарствах. Все эти проблемы становятся легче, если не замыкаться в себе, а обсуждать их в коллективе единомышленников, в котором каждый имеет возможность получить понимание, помощь или поддержку.


«Центр активного долголетия»

С целью создания условий для повышения качества жизни пожилых людей, а так же введения новых форм социально-культурной реабилитации и адаптации граждан пожилого возраста, разработаны предложения по организации программы «Центр активного долголетия».

Задачи программы:

  • Создание условий для формирования возможностей, установок, мотивов ведения здорового образа жизни людьми старшего возраста;
  • Сохранение, развитие у пенсионеров и инвалидов привычного образа жизни, социальных контактов;
  • Создание условий для активного творчества и профессионального долголетия пожилых и инвалидов;
  • Организация оздоровительных мероприятий для лиц пожилого возраста с целью улучшения и поддержания состояния здоровья, увеличения продолжительности жизни.