Занятие 8 (2/16)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятия: чувства и эмоции.
  2. Виды эмоций и чувств. Эмоциональные состояния.
  3. Волевые процессы.

В обычной жизни очень часто термин «чувство» смешивается с термином «ощущение», и одно употребляется вместо другого. Это объясняется тем, что многие ощущения сопровождаются так называемым «чувственным тоном» или переживанием. Например, ощущение голода всегда сопровождается в той или иной степени чувством страдания. Поэтому состояние, которое мы называем голодом, в обычной жизни именуется то «ощущением голода», то «чувством голода». Строго психологически следует говорить так: «Я ощущаю голод, сопровождающийся неприятным чувством» («чувственным тоном»). Или, например, ощущение вкуса сопровождается чувственным тоном, при этом сладкий вкус может быть приятен, но при большом количестве сладости часто появляется неприятное ощущение приторности или тошноты.

Одни события вызывают у человека радость, другие — негодование, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком свое¬го отношения к различным объектам.
Чувством в психологии называются такие психические процессы, которые характеризуются переживанием приятного или неприятного, удовольствия или страдания. Чувствами называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к другим людям и самому себе, что представляет или о чем-то вспоминает. Человек испытывает радость от приятной встречи с другом, от хорошо сделанной работы и т. п. Он испытывает тревогу, когда не успевает что-то вовремя и хорошо сделать.

Вследствие огромного количества чрезвычайно разнообразных чувств, их классификация встречает большие затруднения. Некоторые психологи разделяют все чувства на два больших класса: приятные и неприятные. Но бывают такие чувства, которые могут быть и приятными, и неприятными, например чувство гнева.

Другие психологи подразделяют чувства на низшие (связанные с физическими переживаниями, с органическими ощущениями) и высшие (связанные с более значительными душевными или духовными состояниями).

Чувства могут быть иногда глубоко скрыты, так что по внешнему виду человека нельзя догадаться об его переживаниях, а иногда, наоборот, могут быть выражены во вне (покраснение или побледнение лица, дрожание голоса или рук, нахмуривание лба, бровей, расширение ноздрей, прерывистое дыхание, учащенное сердцебиение и т. д.). Такие выявленные чувства, сопровождающиеся внешними телесными проявлениями, называются эмоциями.

Эмоции (от лат. emoveo — возбуждать, волновать) — форма про¬явления чувства, реакция человека на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску (обусловленную отношением их объективных свойств к потребностям субъекта). Это процессы, отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний.

Главная особенность эмоций — переживания человеком своего отношения к значимым для него событиям, предметам и явлениям. Эмоции возникают при недостатке сведений, необходимых для достижения цели, они способствуют поиску новой информации и тем самым повышают вероятность достижения цели. Тем самым эмоции влияют на процесс познания.

Эмоции относятся к процессам внутренней регуляции поведения. Являясь субъективной формой выражения потребностей, они предшествуют деятельности по их удовлетворению, побуждая и направляя ее.

Эмоции могут выражать оценку отдельных условий, которые способствуют или препятствуют осуществлению деятельности (например, страх, гнев), к конкретным достижениям в труде (радость, огорчение), к сложившимся или возможным ситуациям. В соответствии с этим различают положительные и отрицательные эмоции.

Для достижения наивысшего результата в деятельности нежелательны как слишком слабые, так и очень сильные эмоциональные возбуждения. Для каждого человека есть оптимум эмоциональной возбудимости, обеспечивающий максимум эффективности в работе. Оптимальный уровень эмоционального возбуждения в свою очередь зависит от многих факторов: особенности выполняемой деятельности, условия, в которых она протекает, индивидуальность работника и т. п.

Эмоции могут вызываться как реальными, так и воображаемыми ситуациями. Они, как и чувства, воспринимаются личностью как ее собственные внутренние переживания, передаются другим людям, сопереживаются. Эмоции — это внешнее проявление чувств.

Можно выделить основные функции эмоциональных процессов:

  • энергетическая мобилизация организма (положительные чувства повышают жизнедеятельность человека, отрицательные — понижают ее);
  • регулятивная;
  • сигнальная.

Характерные черты эмоциональных процессов:

  • направленность (положительная или отрицательная);
  • степень напряжения;
  • уровень обобщенности.

Эмоциональные процессы очень разнообразны. Рассмотрим основные виды эмоций.

По направленности различаются положительные (удовольствие, радость, восторг), отрицательные (печаль, гнев, страх, отчаяние, тоска, злоба, зависть) и неопределенные (полярные, нейтральные) эмоции.

По воздействию на человека — стенические (от греч. возбуждение) и астенические (угнетают, тормозят).

Стенические переживания — возбуждающие процессы, повышающие активность личности (радость, гнев, злоба, ярость, отвращение, восторг).

Астенические эмоции — переживания, снижающие активность личности (страх, тревога, печаль, испуг, тоска, сомнение, недоумение). Впрочем, некоторые астенические аффекты могут переходить в стенические, например, тоска может принять резко возбуждающий характер.

По длительности, силе, интенсивности: эмоциональные состояния (настроение) и эмоциональные реакции (аффект, фрустрация,
страсть, стресс).

По степени обобщенности предметного содержания чувства подразделяются на конкретные (к партнеру, произведению искусства),
обобщенные (к музыке, к представителю делового мира какой-то страны) и абстрактные (чувство справедливости, трагического).

Различают также интеллектуальные, моральные и эстетические чувства:

  • интеллектуальные (познавательные) выражают и отражают отношения личности к процессу познания, его успешности и неуспешности, связаны с удовлетворением познавательных потребностей. К интеллектуальным относятся: любознательность, удивление, недоумение, чувство нового, сомнение;
  • моральные (нравственные) — такие, в основе которых лежит нравственная оценка человеком своих поступков и действий других людей в соответствии с моральными нормами (чувства долга, чести, дружбы). К моральным относятся: патриотизм, любовь к труду и своему делу, чувство гордости за свою профессию; чуткость, деликатность, внимательность; чувство долга; ненависть к преступности и нарушителям правопорядка;
  •  эстетические — такие, которые отражают отношение субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому или комическому, возвышенному или пошлому, изящному или грубому (чувство прекрасного). К эстетическим относятся: чувство прекрасного, возвышенного, героического, трагического, безобразного.

Рассмотрим более подробно чувства, которые различаются по длительности, силе и интенсивности эмоций.

Настроение — устойчивое, длительное эмоциональное состояние (радостное, угнетенное, оптимистическое), которое придает определенный эмоциональный тон, окраску всем другим переживаниям, а также мыслям и действиям человека.

Настроение более других влияет на деятельность личности и ее результаты. Бодрое настроение стимулирует деятельность работника, положительно влияет на окружающих. Будучи в плохом настроении, человек смотрит на мир мрачно. Его все возмущает и сердит: и веселый смех людей, и сосед, неосторожно толкнувший его, и погода, и т. п.

Однако настроением можно и должно управлять. Человек должен быть не рабом, а хозяином своего настроения. Плохое настроение можно преодолеть волевыми усилиями. Иногда следует переключиться на такую деятельность, которая приятна, интересна, вызывает подъем. Очень хорошо преодолевается плохое настроение, если человек активно переключается на не очень тяжелый, но приятный физический труд. В результате у человека обычно создается бодрое, жизнерадостное настроение. Такой прием в психогигиене называется «пропишите себе труд».

Менее устойчивыми являются аффект, фрустрация, страсть и стресс. Аффект (от лат. душевное волнение, страсть) — это сильная, бурно протекающая эмоциональная реакция (эмоциональный взрыв). Вызываются аффекты сильными раздражителями (словами, поведением других людей, некоторыми обстоятельствами). Обычно сопровождаются двигательным перевозбуждением, но могут, наоборот, вызвать оцепенение, заторможенность речи и полное безучастие (отчаяние, страх). Например, смерть близкого может вызвать ярость и желание отомстить или страх, отчаяние, оцепенение и т.д. В состоянии аффекта человек весь поглощен только одним чувством и не способен переживать все это время другие чувства.

Аффект — это сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание. Аффекты могут достигать такой степени, что человек становится на короткое время как будто душевнобольным. Такое состояние в психиатрии называется «исключительным состоянием» сознания. Человек в состоянии аффекта может совершать необдуманные поступки. Когда такое болезненное состояние проходит, то переживший его человек ничего не помнит о том, что с ним было, что он говорил и делал.

Такие аффекты называются патологическими аффектами, в отличие от обычных физиологических аффектов. За деяния, совершенные в состоянии патологического аффекта, человек не ответственен (невменяем).

Аффекты характеризуются следующими чертами: предельно высоким эмоциональным напряжением, ответной реакцией на угрозу, неподготовленностью к действиям, полной мобилизацией всех сил организма, сужением сознания, впоследствии — полным физическим истощением, частичной потерей памяти. По существу, аффект — это временная непатологическая реакция организма, дезориентация сознания, его сужение, вызванное внезапным сверхсильным эмоциональным воздействием, сопровождающимся интенсивными импульсивными действиями и изменениями в организме (выбросом гормонов) человека. Например, в состоянии аффекта злобы или гнева человек не испытывает чувства боли (даже смертельно раненный при аффекте не чувствует боли).

Фрустрация — конфликтное эмоциональное состояние, вызванное непреодолимыми для данного индивида трудностями, препятствиями к достижению цели, крушением планов, крахом надежд, переживанием крупной неудачи. Это эмоциональная реакция организма человека, возникающая вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствующей удовлетворению потребностей личности.

Страсть — проявление эмоций. Страсть — сильное, глубокое чувство, характеризующееся волевой направленностью и длительностью (захватывает человека надолго).

Страсть связана с какими-либо стремлениями, интересами, деятельностью, направляет все помыслы и действия человека. Страсть может быть положительной и отрицательной по направленности. Положительная — это страсть к театру, музыке, спорту, науке.

Отрицательная — направлена на мелкие или недостойные цели, которые в итоге ослабляют волю и подавляют психику человека — страсть к азартным играм на деньги, к употреблению алкогольных напитков, наркотикам.

Стресс — конфликтное эмоциональное состояние, психическое перенапряжение в острой, опасной ситуации, первоначально вызывающей подавленное, угнетенное состояние, а затем состояние максимальной мобилизации усилий для выхода из этой ситуации. Родоначальник теории стресса — канадский ученый Г. Селье — называл стресс адаптационным синдромом, который возникает у человека как защитная реакция на какую-то опасность и выражается в приспособлении (адаптации) к новой ситуации.

В качестве факторов, вызывающих стресс (стрессоров), могут быть неудачи, страхи, срывы, которые имеют характер либо физической опасности, либо психической. Психическая опасность может возникать при принятии ответственных решений, конфликтах и в других сложных ситуациях. Стресс — это неспецифическая реакция организма на любое воздействие. Стресс может быть мобилизующий (аустресс) и демобилизующий (дистресс).

В психологии также различают индивидуальные и социальные чувства. Чувства, которые связаны с интересами личной индивидуальной жизни, называются индивидуальными чувствами. Чувства, связанные с интересами жизни других индивидуумов, называются социальными чувствами.


Воля — сознательная регулирующая сторона сознания, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей.

Функции воли:

  • выбор мотивов и целей;
  • побуждение к действию;
  • организация психических процессов в систему;
  • мобилизация психических и физических возможностей при достижении поставленных целей в ситуации преодоления препятствий.

Волевое регулирование поведения- это сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от активности.

Волевое усилие — это форма морального стресса и создание дополнительных мотивов к действию и достижению цели.

Волевое действие можно рассмотреть как состоящее из нескольких этапов:

  1. подготовительный этап: борьба мотивов, осознание цели действия, способа действия, принятие решения. Но не все решения заканчиваются действиями. Если решение не заканчивается действием, то такое психическое действие называется намерением (намерение есть неосуществленное решение);
  2.  этап выполнения: действие и преодоление трудностей, достижение цели. Переход от решения к исполнению бывает иногда в высшей степени трудным и длительным, а иногда, наоборот, настолько легким, что самый переход этот для нашего сознания бывает совершенно незаметным. Если этот переход труден и требует усилия, то он бывает связан с особым напряжением и тяжелым «чувственным усилием»;
  3.  заключительный этап: оценка сделанного. Важнейшими качествами волевой личности являются такие, как: мужество, целеустремленность, решительность, самостоятельность, самообладание, смелость, инициативность, выдержка, дисциплинированность.

Воля, как и многие другие психические способности, совершенствуется вследствие упражнения. С помощью воли человек может управлять и своими чувствами (кроме как уже наступившими аффектами). Способность подавлять в себе те или иные чувства и вызывать вместо них иные душевные состояния называется самообладанием.

Воля, действующая под влиянием чувственных побуждений, представляет собой низшую ступень волевой деятельности человека. Воля, преодолевающая чувственные побуждения побуждениями рассудочного характера, представляет собой более высокую ступень волевого развития. Воля, побеждающая все мотивы и побуждения во имя нравственных побуждений, есть еще более высокая степень волевого развития. И, наконец, соединение высочайших нравственных побуждений с глубоко разумными мотивами представляет собой самую высокую степень развития нравственной воли. Постоянство воли при проведении в жизнь своих убеждений и вообще соответствие поступков убеждениям — характерная черта сильного характера. Твердый, сильный, решительный характер, сочетающийся с высокоразвитыми нравственными убеждениями, называется нравственным характером.

Сильный, твердый и решительный характер без нравственной опоры представляет собой огромное зло. Одним из довольно распространенных недостатков характера является упрямство. Его называют «карикатурой на сильную волю». Упрямый человек стремится во что бы то ни стало действовать по-своему, хотя бы его действия были ненужными и вредными. Упрямый человек не любит работать над собой, не самокритичен. Упрямство приводит к консерватизму, к трудным отношениям человека с коллективом, с другими людьми. Благодаря воле регулируется трудовая деятельность человека.

Воля человека связана с личностно-психологическими качествами личности, в частности с убежденностью. Если человек убежден, что ему надо поступить именно таким образом (а не иначе), то он проявит и волю в своем поступке.

Самое существенное в волевом акте — это «чувство усилия» при совершении того или иного действия или поступка, оно представляет собой соединение представления, чувства и воли. Особенно трудны, но зато и особенно благодатны, нравственные усилия, без которых не может быть нравственного поступка.

Таким образом, совершить волевой акт — это значит преодолеть то или иное препятствие и совершить усилие. Упражнять волю можно только через усилия. Частое повторение усилий облегчает их и усиливает волю.

Пути формирования волевых качеств личности:

  • систематическое накопление опыта волевых действий;
  • повышение мотивов в профессиональной деятельности;
  • волевые тренировки;
  • активизация самовоспитания воли, ее качеств.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциональными и познавательными. Взаимосвязь психических процессов обусловлена целостностью личности, стремлением познать окружающий ее мир и себя в этом мире.