Занятие № 5 (2/10)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Внимание
  2. Память
  3. Мышление и речь
  4. Воображение

Если человек не сосредоточен на том, что он делает, его деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно. Таким образом, возникает проблема направленности деятельности, которая придает избирательный характер в нашей психике, которая осуществляет преднамеренный или непреднамеренный выбор объектов изучения.

Внимание – направленность и сосредоточенность сознания на реальном или идеальном объекте предполагающее повышение уровня активности индивидуума.

Виды внимания:
По происхождению выделяют два вида внимания: непроизвольное и произвольное.
Непроизвольное внимание – пассивное, вынужденное, возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком целей, деятельность захватывает человека сама по себе в силу своей увлекательности и неожиданности.

Причины возникновения:

  • неожиданность раздражителя;
  • новизна;
  • движущиеся предметы;
  • контрастные предметы и явления;
  • внутреннее состояние человека;
  • относительная сила раздражителя.

Произвольное внимание — управляется сознательной целью, оно вырабатывается в результате трудовых усилий, поэтому его называют волевым, активным, преднамеренным. Нейрофизиологической основой внимания является принцип доминанта, который был открыт Ухтомским.

Послепроизвольное внимание — возникает с помощью волевых усилий, но когда человек входит в работу он легко сосредотачивается на ней.

Основные свойства внимания.
Устойчивость — это временная характеристика внимания, т.е. длительность привлечения внимания к одному и тому же объекту.
Концентрация внимания — это степень или интенсивность сосредоточенности, тот фокус, в котором собрана психическая деятельность.
Распределение внимания — способность человека удерживать в центре внимания определенное число разнообразных объектов одновременно.
Переключаемость — означает сознательное и осмысленное перемещение внимания с одного объекта на другой. В целом переключаемость означает способность быстро ориентироваться в сложной изменяющейся обстановке.
Объем внимания — количество объектов воспринимаемых одновременно. Объем внимания у человека 5, плюс, минус два объекта.


Память — запечатление, сохранение, узнавание, воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющее накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний и навыков.

Первым разделом, в котором был применен экспериментальный метод, было изучение памяти. Первым исследователем в этой области был Эббингаунс 80-ые годы 19 века. Он изучал заучивание бессмысленных слов, в результате, которого выявил кривые запоминания.

В начале 20 века появилось направление бихевиоризм. Представители этого течения изучали навыки у животных (крысы). Пример: лабиринт, на выходе кусочек сыра. Это демонстрировало работу памяти.

Типы памяти:

  1. непосредственная — непосредственный отпечаток информации, эта система удерживает точную и полную картину мира, причем, длительность сохранения этой картины от 1/10 до 5/10 секунды;
  2. коротковременная память удерживает пять, шесть единиц из представленного материала. Эта информация сохраняется 20 секунд и продлить ее хранение невозможно;
  3. долговременная память — ее емкость безгранична;
  4. двигательная — это запоминание различных движений и их систем. Этот вид памяти является основой практических навыков, в том числе ходьбы и письма. Людей, у которых хорошо развита эта память, называют людьми с золотыми руками;
  5. эмоциональная — люди имеют хорошую способность к сопереживанию сочувствию;
  6. образная — она бывает зрительная, слуховая, осязательная, обонятельная, вкусовая;
  7. словеснологическая — память на мысли. Этот вид памяти специфически человеческий.

В зависимости от цели деятельности выделяют произвольную и непроизвольную память.

Процессы памяти:

  • запоминание — запечатление того, что воздействовало, сохранение следа от возбуждения в мозге;
  • сохранение — то, что человек запомнил;
  • узнавание и воспроизведение. Узнавая объект, мы относим его к определенной категории и воспроизводим в нашем сознании соответствующее понятие. Пример: самолет летит;
  • забывание — выбрасывание материала из сознания.

У людей мы встречаем самые разнообразные возможности запоминания и забывания. Амнезия — потеря или расстройство памяти.


Под мышлением понимается процесс познавательной деятельности, характеризующийся обобщенным отражением действительности. Мышление расширяет границы нашего познания и через умозаключения раскрывает то, что непосредственно нашему восприятию не дано.

Мышление обобщает, оно раскрывает связь от отдельного — к общему. Пример: ежевика, арбуз, земляника — ягоды. Мышление теснейшим образом связано с действиями. Оно зародилось в трудовой деятельности и гораздо позже выделилось в теоретическую деятельность. Процесс использования орудий труда изучался на животных (обезьянах) в 30-ые годы 20 века. Психолог Келлер. Мышление принимает на себя функцию планирования.

Речь является процессом формирования и передачей мысли средствами языка. Русский психолог Выготский в 30-ые годы 20 века доказал решающее значение развернутой речи в создании или в конструировании мысли и ввел понятие внутренней речи (речь для себя).

Речь — является средством общения и орудием мышления. Основной единицей языка считается слово. Оно обозначает определенный предмет, указывает на него, вызывает образ этого предмета, дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства. Пример: Деревянный стол; дерево вырубили в сосновом лесу; придумали дизайнеры; создали мебельщики; студент сидит за этим столом.

Существуют так называемые понятия, которые раскрывают обобщенные знания о предмете, существенные объективные связи и отношения.

Существуют житейские и научные понятия. Житейские понятия приобретаются людьми в практическом опыте, и каждое слово вызывает у нас образ той ситуации, в которой оно возникло. Пример: косяк двери, электроразетки, горячий утюг. Как себя вести с этими предметами ребенок знает, но объяснить происходящее он не всегда умеет.

С научными понятиями мы знакомимся в процессе обучения и узнаем смысл таких слов как государство, остров, глагол и т. д.
Существуют правильно сформулированные понятия и неправильно сформулированные понятия — силлогизм.
Пример: Везде, где влажно и тепло, растет кофе. В моей деревне влажно и тепло. Следовательно, в моей деревне растет кофе (силлогизм).

Основные мыслительные операции:

  1. анализ — это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон;
  2. синтез — мысленное объединение частиц, действий в единое целое
  3. сравнение — установление сходства или различия между предметами или явлениями, или отдельными признаками;
  4. абстракция — вычленяя свойства отдельного предмета, мы отвлекаемся от остальных свойств;
  5. конкретизация — возвращение мысли от общего к конкретному с целью раскрытия содержания;
  6. обобщение — мысленное объединение предметов по их общим и существенным признакам.

В нашей мыслительной деятельности мы пользуемся всеми мыслительными операциями. Если рассматривать мышление с точки зрения новизны и оригинальности можно выделить мышление творческое, направленное на создание новых идей, и воспроизводящее, которое предполагает использование готовых знаний и умений. Говорить о том, какое лучше не правильно. Решение разных задач требует разных форм решения.

Виды мышления (в зависимости от содержания решаемой задачи).

  1. Предметнодейственное. Задачи решаются с помощью реального физического преобразования действительности. Эта форма мышления характерна для детей до трех лет. Ручной вид мышления.
  2. Нагляднообразное. Оперирование образом, появляется это мышление от 4 до 7 лет. Обобщения, к которым приходит ребенок, тесно связаны с единичными случаями. Пример: Почему луна движется? Потому что я иду (ответ ребенка).
  3. Словеснологическое. Использует понятия логической конструкции, не имеющие прямого предметного выражения. Пример: честность, гордость.

Мышление протекает в форме: суждений и умозаключений.

Суждение — это форма мышления, отражающая объекты действительности в связях и отношениях.
Умозаключение — вывод из нескольких суждений. Могут быть: дедуктивными, индуктивными и по аналогии.


Воображение — это психический процесс создания новых образов и представлений, способность удерживать представлять отсутствующий или реальный предмет в сознании и мысленно манипулировать им. Занимает промежуточное положение между восприятием, мышлением и памятью.

Виды воображения:

  • активное (воля) — пассивное (произвольно);
  • продуктивное (новое) — репродуктивное (старое).