Занятие № 2 (2/4)

Рассматриваемые вопросы:

  1. Понятие возраста.
  2. Лица пожилого возраста.
  3. Теории старения.

Возраст — одна из фундаментальных и сложных категорий психологии. Можно выделить два уровня анализа этого понятия:
Абсолютный (или календарный, хронологический) возраст выражается количеством временных единиц (минут, дней, лет, тысячелетий и т.п.), отделяющих момент возникновения объекта от момента измерения его возраста. Это чисто количественное, абстрактное понятие, обозначающее длительность существования объекта, его локализацию во времени. Определение абсолютного возраста называется датировкой.

Условный возраст (или возраст развития) определяется путем установления местоположения объекта в определенном эволюционно-генетическом ряду, в некотором процессе развития, на основании каких-то качественно-количественных признаков. Установление условного возраста — элемент периодизации, которая предполагает выбор не только хронологических единиц измерения, но и самой системы отсчета и принципов ее расчленения.

Анализ индивидуального развития человека показывает, что категория возраста с точки зрения жизненного пути конкретного человека может быть рассмотрена с нескольких позиций.

Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со средним статистическим уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста, — за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека. Благодаря полученным статистическим данным о том, в каком хронологическом возрасте какие изменения должны происходить, были установлены определенные возрастные нормативы. Соответственно если в данном возрасте у человека еще не наступили ожидаемые изменения, значит, он отстает в своем биологическом развитии, т.е. его биологический возраст меньше фонологического. Если, напротив, наступили изменения, которые должны произойти в более старшем возрасте, то говорят, что биологический возраст человека превышает его фонологический возраст.

Психологический возраст устанавливается путем соотнесения уровня психического (умственного, эмоционального и т.д.) развития индивида с соответствующим нормативным уровнем.

Социальный возраст измеряется посредством соотнесения уровня социального развития человека (например, меры овладения определенным набором социальных ролей) с тем, что статистически нормально для его сверстников.

Существует также субъективный возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Под этим понятием подразумевается собственная оценка человеком своего возраста, возрастное самосознание, зависящее от напряженности, событийной наполненности жизни. Основой субъективного возраста является самоощущение. Следовательно, субъективный возраст относительно свободен от хронологического возраста. Человек может ощущать себя старше своих лет, младше или соответственно своему возрасту.


Пожилые люди – группа, содержащая в себе индивидов с разнообразными проблемами, от относительно здоровых и крепких до глубоких стариков, обремененных недугами. Она включает в себя выходцев из самых разных социальных слоев, с разным уровнем образования, квалификацией и интересами.

Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, – рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей. Происходит неуклонный, довольно быстрый процесс старения.

Главные причины старения населения – «старение сверху» падение рождаемости «старение снизу» увеличение продолжительности жизни в старших возрастных группах благодаря прогрессу медицины, повышению уровня жизни населения.
По состоянию на 1 января 2013 года почти каждый пятый житель России, а это 33,1 миллиона человек, находился в возрасте старше трудоспособного. За прошедшие 10 лет численность населения старше трудоспособного возраста выросла на 3 миллиона человек, за последний год она выросла с 32,4 миллиона до 33,1 миллиона человек.

По критериям ООН население считается старым, если доля лиц в возрасте 65 лет и старше превышает 7%. На начало 2013 года в России таких людей было почти 13%, в начале 1991 года — чуть больше 10%. Ожидается, что к 2015 г. доля лиц 60 лет и старше достигнет 20%.

Вся совокупность пожилых, старых людей характеризуется значительными различиями, что объясняется уже тем, что она включает в себя лиц от 60 до 100 лет. В соответствии с классификацией ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), к пожилым людям относится население возраста от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет – к старому возрасту, а 90 лет и старше – к долгожителям. Документы ООН и Международной организации труда рассматривают как пожилых лиц 60 лет и старше. Именно этот подход, как правило, и используется на практике, хотя возраст выхода на пенсию в большинстве развитых стран – 65 лет, в России 60 и 55 соответственно для мужчин и женщин.

Геронтогенез — один из возрастных периодов в жизни человека — период старения, который начинается после 60 лет.
Геронтопсихология, отрасль геронтологии и возрастной психологии, использующая общепсихологические средства и методики для изучения особенностей психики и поведения лиц пожилого и преклонного возрастов.


Геронтология (от греч. Gerontos — старик), раздел медико-биологической науки, изучающий явления старения живых организмов, в том числе и человека.

Теории старения:
«Программированное старение» — старение запрограммировано эволюцией, включенной в генетический код.
«Непрограммированное старение» — повреждение клеток может происходить случайно.
«Теория интоксикации» — старение как процесс интоксикации организма (И.И. Мечников).
Старение — есть дисгармония физиологических процессов организма (А.А. Богомолец).